В первое воскресенье августа труженики стальных магистралей страны как всегда отметят свой профессиональный праздник – День железнодорожника. Корни этого праздника уходят ко времени массового развития железнодорожной сети в России в конце ХIХ века. Вспомним то время.
Подарки на День Железнодорожника
В истории нашей страны император Николай I обоснованно упоминается как «основатель железнодорожного дела в России». Ведь именно при нем все и началось: и первая прогулочная железная дорога в Царское село, и первая «всероссийская магистраль» от Санкт-Петербурга до Москвы. Кстати, Комитет министров той поры значительным большинством голосов высказывался против строительства железных дорог в стране, и только настойчивость и решительность Николая I способствовали принятию решения – приступить к сооружению магистрали между российскими столицами.
Убеждение в правоте своих суждений и понимание общественного значения железных дорог ясно проявляются в словах, сказанных императором: «Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как на дело великой государственной важности. И надеюсь, что потомство оправдает мое решение». Эти слова лучше всего характеризуют его отношение к новому тогда железнодорожному делу. Благодаря активному железнодорожному строительству к концу ХIХ в. протяженность железных дорог России превысила 33 тыс. км.
Потомки в полной мере оценили заслуги царя-первопроходца в прокладке стальных путей на неоглядных просторах Отчизны. В 1895 г. к 100-летию со дня рождения Николая I были приурочены торжественные мероприятия: состоялся праздник департамента железных дорог и управлений Царскосельской, Николаевской и Варшавско-Венской железных дорог, т.е. тех, которые были созданы в период его царствования. Служащим этих дорог были пожалованы «вензельные изображения имени Императора Николая I на форму одежды». Одновременно красивыми вензелями украсили локомотивы и пассажирские вагоны перечисленных дорог. К этой же дате на Петербургском и Московском вокзалах установили прекрасные мраморные бюсты императора Николая Павловича (убраны после 1917 г.).
Через год приказом №68 от 9 июля 1896 г. министра путей сообщения князя М. И. Хилкова «по высочайшему повелению» в честь дня рождения императора, «державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России», устанавливалось ежегодное празднование всеми центральными и местными учреждениями, заведывавшими железными дорогами в России. Вот она дата отсчета всероссийского праздника железнодорожников – 25 июня 1896 г. И в этом году ему, следовательно, 110 лет. Это был первый профессиональный праздник транспортников не только в нашей стране, но и в Европе.
Напомним детали того далекого празднования, которое проходило по всей железнодорожной сети России. В этот день «занятий в центральных и местных железнодорожных учреждениях» не было. На крупных станциях и вокзалах устраивали благодарственные молебствия. Особенно торжественно прошло оно на набережной Фонтанки у дома 117, где тогда располагалось российское Министерство путей сообщения. На торжество сюда пожаловали не только высшие чины МПС, но и представители железнодорожных департаментов Министерства финансов и Государственного контроля, которые работали в тесном контакте с МПС.
Перед началом богослужения настоятель церкви Института инженеров путей сообщения протоирей Городцов обратился к присутствующим с пастырским словом, в котором подчеркнул важность «установления всероссийского празднества по всему ведомству железных дорог». При этом он выделил роль и значение собравшихся «представителей великого всероссийского железнодорожного дела», ответственных за тот рост и за то преуспевание, которого достигли железные дороги в истекшее столетие...». И завершил протоиерей свое слово мудрыми мыслями, смысл которых не устарел и сегодня: «Всякому служению должно предшествовать знание, соединенное с любовию к своему делу. Чем больше любви и понимания дела, тем оно лучше и успешнее совершается». Ну кто, положа руку на сердце, не поддержит такое утверждение, с которым можно достойно пройти жизнь. По сути, это высокоморальный девиз и нынешнего труженика.
Столичное торжество завершилось праздничным обедом в Павловске на Царскосельской дороге. Министр князь М.И.Хилков по поручению Николая II в этот момент находился на линии Транссиба, всеми делами временно ведал директор канцелярии министра, тайный советник И.С.Ермолов. Именно ему пришлось держать речь на банкете. Начал он с тех самых слов, что так часто потом мы слышали: «Наш праздник – это торжество труда!». Как видим, и в ХIХ веке признавали важное значение работы железнодорожников, их непрерывный днем и ночью в любую погоду упорный труд.
После Октябрьской революции о профессиональном празднике железнодорожников не вспоминали почти 20 лет. И это понятно – из-за совпадения его c днем рождения императора он был просто упразднен, как и все царские праздники.
Замечательную традицию в СССР возродили лишь в 1936 г. Знаменательно, что и на этот раз праздник тружеников стальных магистралей стал первым профессиональным праздником в Стране Советов. Правда, его официальное название на момент учреждения звучало несколько иначе.
Тогда, в период индустриализации железнодорожный транспорт приобрел решающее значение. Экономика еще не была отлажена, народное хозяйство нередко работало с перебоями, транспортный конвейер давал сбои, не выполнялся план перевозок угля и хлеба, срывалась доставка грузов для металлургии. Центральные партийные органы в те годы задействовали весьма эффективный рычаг идеологического и хозяйственного воздействия: проведение всесоюзных совещаний рабочих и стахановцев. Ряд таких совещаний транспортников состоялся в Кремле, на них приглашались со многих дорог лучшие паровозники, путейцы, движенцы, работники заводов транспорта, вагонники, связисты. Совещания эти проходили по-деловому, вопросы решались действенно. Именно здесь - наряду с конкретными предложениями - и прозвучали мысли о Дне железнодорожника как о дне максимальных трудовых усилий во славу Родины. После ряда встреч с руководителями партии и правительства появилось долгожданное постановление за подписью М.И.Калинина: «... Удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской, Ленинской, им. Л.М.Кагановича и других железных дорог об установлении ежегодно в годовщину приема железнодорожников руководителями партии и правительства 30 июля – «Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза». Через несколько лет постановлением СНК СССР от 9 июля 1940 г. было решено «перенести празднование Всесоюзного дня железнодорожника в 1940 г. на ближайший выходной день (воскресенье) – 4 августа. В будущем установить празднование Дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа месяца». С этой поры первое воскресенье августа и стало красным днем календаря для железнодорожников страны.
Так как этот день был объявлен всенародным праздником, то и подготовка к нему шла по всему Союзу. Но центральными площадками были два столичных парка – имени Горького и Сокольники. Основное торжество проходило на открытом воздухе, среди цветов, в Зеленом театре парка имени Горького, вмещавшего 20 тыс. зрителей. При входе в парк гостей встречали поднятые «крылья» бутафорских семафоров: путь открыт, празднику зеленая улица! На центральной площади парка было смонтировано панно «Транспорт – родной брат Красной Армии», здесь же портретная галерея стахановцев-кривоносовцев. Обычно к этому же дню Центральный Дом техники НКПС готовил красочную выставку «СССР – великая железнодорожная держава». Она подробно знакомила публику с работой железных дорог, рассказывала о достижениях советского транспорта.
В 18 ч. в заполненном до отказа Зеленом театре начинался праздничный митинг, который транслировался на всю страну – тогда это было новинкой. На нем присутствовали нарком путей сообщения, начальники дорог, лучшие люди транспорта. Митинг проходил на высоком подъеме, звучали речи, здравницы. Так широко в стране до той поры не отмечали ни один профессиональный праздник. По сообщениям прессы, около 300 тыс. человек побывали в парке имени Горького. Практически весь громадный и так любимый тогда парк принадлежал железнодорожникам: после торжественной части веселились допоздна. Парк просто звенел песнями, у всех на слуху были прекрасные лирические мелодии наших композиторов-песенников о родной стране, ее столице, светлом будущем, что виделось где-то совсем близко. Весь вечер в аллеях и на набережной Москвы-реки играла музыка, под задорную медь духовых оркестров ноги сами просились в круг танцующих. Словом, праздник с его многочисленными зрелищами, турнирами, цирком, состязаниями спортсменов «Локомотива», встречами с любимыми артистами, писателями и поэтами удался на славу.
Но мирная созидательная жизнь нашей страны была нарушена вероломным нападением фашистских захватчиков. В День железнодорожника 3 августа 1941 г. по инициативе ряда дорог был проведен массовый воскресник. В нем приняли участие свыше 1,5 млн. железнодорожников, в том числе 200 тыс. тружеников Московского узла. Заработанные в тот день средства были перечислены в фонд обороны. На все годы войны и последующего восстановления народного хозяйства День железнодорожника для страны стал днем особо ударного труда, направленного на восстановление и подъем разрушенного войной транспорта.
Что же касалось празднования Дня железнодорожника в последующие, мирные годы, то многое стало жестко регламентироваться, какая-то живинка и непосредственность пропали. Хотя в Москве по-прежнему торжественные заседания МПС СССР и ЦК профсоюза железнодорожников обычно проходили в лучших залах столицы: во Дворце спорта Центрального стадиона им. В.И.Ленина, в Кремлевском Дворце съездов, в Государственном концертном зале «Россия» или в родном ЦДКЖ. На сети в железнодорожных клубах и Домах культуры проходили свои дорожные и отделенческие празднования Дня железнодорожника. Запоминались они интересной программой, хорошей выдумкой и талантом организаторов и участников. А вот гуляния в ЦПКиО имени Горького или на аллеях ВДНХ после войны не привились, хотя тематические железнодорожные выставки традиционно там устраивались.
В преддверии круглой даты нашего отраслевого праздника можно твердо утверждать, что российские железнодорожники по праву гордятся им, своей славной историей.
Информация с сайта zdt-magazine.ru